Фото

Василий СЕЛИВАНОВ,
генеральный директор компании Setl City:

– Как показывает практика, к кризисной ситуации в нашей стране мало кто был готов. Никакие знания и опыт, теории и законы экономики чудес не принесли. А вот что действительно оказалось полезным в нынешних условиях, так это умение адаптироваться, быстро реагировать на изменения и подстраиваться под них. А уж этому за последние десять лет научиться можно было.

Не давали расслабляться периодически возникавшие ажиотажные скачки, а затем кратковременные спады и периоды стагнации на рынке недвижимости. Серьезный урок преподал 1998 год. Застройщики приучились жить в условиях постоянных перемен: менялись правила и порядок застройки, утверждался Градостроительный кодекс, менялся порядок получения участков, принимался Генплан, затем ПЗЗ.

Так уж сложилось, что к трудностям и переменам нашим застройщикам не привыкать. Ну а с каким успехом они пройдут очередное, на этот раз очень серьезное испытание — посмотрим.

Александр РОМАНЕНКО,
президент компании «Адвекс. Недвижимость»:

– Очень полезным оказался опыт, накопленный в 1998 году. Прежде всего — опыт ведения переговоров на падающем рынке. Мы уже знаем: если рынок пошел вниз — надо снижать цену и продавать, выжидать — бессмысленно, это приведет к дополнительным убыткам. Сейчас проводим тренинги по технике ведения переговоров для наших агентов.

Остро не хватает умения работать с современными информационными технологиями. Информация все больше перемещается в Интернет, в социальные сети и блоги. Понятно, что там есть значительный потенциал для развития бизнеса — но вот как его грамотно использовать?

Виктория ПОЛЯКОВА,
руководитель отдела ипотечного кредитования АН «Петербургская Недвижимость»:

– Помогает опыт, который нарабатывался в 1990-е годы. Именно на тот кризис пришелся мой выход во взрослую жизнь после университета. Сразу стало понятно, что надо как-то приспосабливаться. Тогда я получила второе высшее образование — экономическое (первое — биологическое).

Лично мне экстренно получать какие-либо новые знания, чтобы пережить кризис, не требуется: есть привычка учиться постоянно. Кризис не превратил жизнь в катастрофу, просто все стало по-другому.

Максим ЕЛЬЦОВ,
генеральный директор Первого ипотечного агентства:

– Главный источник кризиса — в головах, поэтому работать надо в первую очередь над собой. Очевидно, что старые методы ведения бизнеса уже не действуют, приходится опытным путем нащупывать новые. Классические рекомендации из учебников не применимы — перелистывать книги по менеджменту, думаю, нет смысла.

Хотя, конечно, чувствуется нехватка умения работать в стрессовой ситуации и новых экономических условиях: когда вкалывать приходится гораздо больше, а денег за это получаешь меньше, чем раньше. Из нового: каждую сделку, каждого клиента стараемся обрабатывать по максимуму.

Клиентов стало настолько мало, что обслуживать их, как раньше, — непозволительная роскошь. И кстати, от нас клиент тоже старается взять все, что может. Например, один из них помимо подбора квартиры попросил посодействовать в организации довольно крупного производства в Петербурге. Теперь оперативно добираем недостающие знания…

Игорь ВОДОПЬЯНОВ,
управляющий партнер УК «Теорема»:

– Помогает память о 1990-х. В то время все было еще сложнее, хотя похоже: тогда приходилось справляться с бандитами, сегодня — преодолевать сопротивление чиновников. С бандитами все-таки было труднее.

В сложившейся ситуации никакие теории, никакие бизнес-курсы не помогут. Надо расслабиться и получать удовольствие — пока нет решений, выводящих из тупика.

Михаил АФАНАСЬЕВ,
председатель совета Ассоциации деревянного домостроения:

– Помогают, как ни странно, базовые знания, заложенные еще в вузе и позднее — в ходе самообразования. До кризиса более полезными казались конкретные финансовые методики, схемы расчетов. А сейчас необходимо осмысливать, что происходит с мировой экономикой, как это все сказывается на нашем хозяйстве.

Я бы с удовольствием — если бы хватило времени — прошел психологический тренинг по навыкам поведения в стрессовой ситуации. Сейчас вообще социально-психологические знания полезнее, чем из области прикладной экономики. Кризис — это стресс: приходится учиться грамотно увольнять сотрудников, вести переговоры о продаже бизнеса. По крайней мере, надо быть к этому готовым.

Юрий ВОРОПАЕВ,
генеральный директор холдинга МКД/PKF:

– Очень полезными оказались умения и навыки сценарного планирования бизнес-процессов. Этому обучали в университете Уорвика, в двух остановках от Кембриджа. Я там проходил курс еще в середине 1990-х. Оттуда же — технологии управления затратами, тоже пригодилось. Сейчас с удовольствием прошел бы хороший курс бизнес-инжиниринга. Но на это нужно время.

Александр ШАБАСОВ,
руководитель управления специальных проектов компании «Желдорипотека»:

– Из приобретенного в прошлом сегодня очень пригодилась семья. Сейчас она на первом месте. Кроме того, серьезно помогает предыдущий опыт работы: особенности ведения бизнеса в 1990-х, пять лет в администрации. Потом пять лет работы над территорией Апраксина рынка — по этой теме могу докторскую диссертацию написать.

А не хватает сегодня общих выводов по сложившейся ситуации, анализа достигнутых результатов. Чтобы это было не формальное подведение итогов — мол, кризис есть и продлится он столько-то — и не поверхностная аналитика. Появилась возможность качественной переоценки своих действий и действий коллег. Пока же получается, что все ели несколько лет и вот — объелись. Теперь приходится экономить, но, боясь похудеть, пихают в рот всякую дрянь. А от этого болеют…

Олег БАРКОВ,
генеральный директор компании «Knight Frank Санкт-Петербург»:

– Очень пригодился опыт, накопленный в 1990-е годы, которые были непрерывным стрессом. Люди, сумевшие тогда адаптироваться, значительно легче переносят сегодняшние неприятности. Вообще реакция на нынешний кризис тех, кто уже перешагнул тридцатилетний рубеж, и тех, кто его еще не достиг, разительно отличается. Молодежь не видела ничего, кроме неуклонного роста рынка и зарплат, поэтому многие ее представители воспринимают происходящее как катастрофу.

К сожалению, времени на самообразование сейчас не остается. Все силы отнимает борьба за выживание компании, и, надо сказать, результаты первого полугодия у нас весьма неплохие.

Сотрудникам же я, ссылаясь на опыт прежнего кризиса, рекомендую заняться учебой и рождением детей. За время рецессии у нас в компании уже появилось трое малышей.

Андрей СТЕПАНЕНКО,
генеральный директор Фонда имущества Петербурга:

– Я прекрасно помню, как в 1998-м Невский проспект точно так же пестрел вывесками «Сдается» и «Продается», а предложение значительно превосходило спрос. Однако тогда рынок коммерческой недвижимости восстановился очень быстро, что и сегодня внушает мне оптимизм.

Источник: "Недвижимость и строительство Петербурга"
Дата выпуска: 13.07.2009
Номер выпуска: 27 ( 561 )
Заглавие: Какие знания пригодились в сложной экономической ситуации? Каких, наоборот, не хватает?