Фото

Василий Селиванов,
генеральный директор Setl City:

– Опасен не рынок, а рыночный застой. Причем для всех. Более-менее устойчивые компании не могут выстроить долгосрочную стратегию развития. Менее прочные и недостаточно профессиональные фирмы могут быть просто выдавлены с рынка низким спросом. Покупатели не спешат приобретать квартиры, ожидая снижения цен. А предложение на рынке становится более скудным. Возникает опасность новой волны ажиотажа. Кроме того, сложившаяся ситуация провоцирует безответственных продавцов на необоснованный демпинг, встречается и откровенное мошенничество. Это грозит новыми разочарованиями и социальными конфликтами.

Дмитрий Зюзин,
генеральный директор ГК «Т-Дом»:

– Я не заметил, чтобы увеличилось количество случаев криминала или число мошеннических сделок. Возможно, такая тенденция еще проявится.

Недавно все опасались: вот, стройки встанут — и гастарбайтеры пойдут грабить. Этого не произошло. Говорили про неизбежный расцвет рейдерства — этого тоже нет. За довольно короткое время люди привыкли быть законопослушными.

Однако новая тенденция делать все самому, чтобы не делиться с профессионалами, может выйти владельцам боком. В хорошие времена цены росли настолько быстро, что экономия времени (на профессиональных услугах) перекрывала затраты. Теперь ситуация изменилась, снижение издержек может привести к увеличению рисков.

Илья Андреев,
коммерческий директор компании «Возрождение Санкт-Петербурга»:

– Наверное, для клиентов рынок становится более рискованным. В первую очередь, риски связаны с задержкой сроков сдачи, хотя и не по злому умыслу продавца. А риски застройщиков связаны во многом с теми же клиентами. Большинству профессиональных участников рынка приходится рассчитывать только на средства дольщиков. Новых покупателей стало меньше, и у определенной части уже имеющихся дольщиков появились сложности с оплатой.

Сергей Швецов,
управляющий проектом «Атлантик-Сити»:

– В нашей стране риски есть всегда, мы живем как на вулкане — каждые десять лет нас трясет, но потом мы возрождаемся.

Ольга Копейкина,
директор по продажам и маркетингу компании Sestra River Development:

– Мы находимся в кризисе уже более восьми месяцев, и большинство участников рынка уже адаптировалось. Самая высокая опасность «растеряться» была в декабре — феврале, когда люди не могли понять, куда все движется и как с этим жить. Сегодня все значительно спокойней. Больше рискуют покупатели эконом-класса, те, у кого основной доход — зарплата. Безработица, по прогнозам, будет расти, и многие граждане остерегаются брать кредиты. А у клиентов категории «бизнес» или «премиум» риски не увеличились.

На днях федеральный чиновник «успокоил», сказав, что через три года будет «полное дно». А западные аналитики считают, что мы его уже достигли либо очень близки к нему. Если ситуация не ухудшится, то и риски банкротств снизятся.

Виктор Раткевич,
руководитель отдела продаж компании Richness Realty:

– Неплатежи случались и до кризиса. Но если застройщик изначально рассчитывал только на деньги покупателя, он может оказаться в очень неприятной ситуации. Риски дольщика действительно увеличились: он должен быть уверен, что если не в оговоренные, то хотя бы в понятные сроки дом будет возведен и цена на квартиру не изменится. Клиентам нужно более внимательно изучать как застройщика, так и конкретный объект.

Максим ЕЛЬЦОВ,
генеральный директор Первого ипотечного агентства:

– Возросли риски вхождения в новые проекты — это касается и крупных компаний, которые собираются инвестировать, и простых покупателей строящейся недвижимости. Причем риски не только ценовые или «достроят — не достроят», теперь надо быть внимательнее с документами на объект, с обременениями. Цены падают, и в погоне за минимальным прайсом покупатель может не разглядеть товар с дефектом.

Светлана ДЕНИСОВА,
коммерческий директор АН «Реал»:

– На первичном рынке обостряются известные риски «недостроя». На вторичном каких-то особых опасностей я не вижу: изменения на рынке настолько плавные, что и риэлторы, и их клиенты успевают адаптироваться к ситуации. Понятно, что теперь приходится аккуратнее себя вести в плане финансовых трат, запасов прочности практически не осталось, планы откладываются. Для руководителей риэлторских компаний главный риск — потерять агентов.

Антон БАРАНОВ,
генеральный директор АН «Авентин-Недвижимость»:

– По технологии проведения сделок рисков больше не стало — тут уже все более-менее отработано с точки зрения безопасности. Новым риском для покупателя, проводящего сделку без помощи риэлтора, становятся дисконты. Правильно определить цену на падающем рынке может далеко не каждый. В работе самих риэлторов увеличиваются не столько риски, сколько нагрузка. Думаю, сегодня самый большой риск для всех юрлиц — в банковской сфере: неустойчивость банков может привести к сгоранию активов. В отличие от «физиков» вклады компаний не застрахованы.

Владимир МЕДВЕДЕВ,
финансовый директор ФК «ФилинЪ»:

– У простых покупателей и продавцов недвижимости стало больше рисков напороться на мошенников. Очевидно усиление риска банкротства застройщиков. На днях Сбербанк обозначил удручающие для рынка перспективы: до сих пор цены на недвижимость падали, потому что снижалась платежеспособность граждан и таяла ипотека, а к осени неустойчивые банки могут начать сбрасывать свои активы, продавать «дефолтные» квартиры — есть риск того, что пойдет вторая волна ценового снижения.

Вячеслав Заренков,
председатель совета директоров ЗАО «Управляющая компания «Эталон-ЛенСпецСМУ»:

– На сегодня риски на рынке недвижимости абсолютно те же, что и несколько лет назад: покупатели опасаются долгостроя и срывов сроков строительства. Единственное верное решение в этой ситуации — выбор надежной компании с подкрепленной опытом репутацией. Для застройщиков кризис стал своеобразной лакмусовой бумажкой. Постепенно с рынка будут уходить многие игроки — те, чья стратегия и политика не отличались открытостью и стабильностью, компании, набравшие большое количество кредитов.

Виталий Виноградов,
директор по маркетингу и продажам ООО «Лидер Групп»:

– Компании, которые не справились с кризисной ситуацией, ушли с рынка еще в 2008 году. Все меньше и меньше становится людей, которые негативно относятся к сфере недвижимости. Тем более правительство страны не заинтересовано в том, чтобы строительная отрасль умерла, и поэтому активно ее поддерживает: один из примеров — покупка у застройщиков «квадратного метра» не за 43 000 рублей, а за 52 000.

Источник: "Недвижимость и строительство Петербурга"
Дата выпуска: 08.06.2009
Номер выпуска: 22 ( 556 )
Заглавие: Стал ли рынок недвижимости более опасным — для профессиональных участников и для клиентов?