За прошедшие 2 года цены на жилье непрерывно росли, дважды за это время был период «ажиотажного» спроса, последний из них закончился летом этого года. Объем спроса временно вернулся к показателям, характерным для спокойного рынка. Происходит формирование «отложенного» спроса, связанное как с периодом накопления, так и с формированием потребности, подкрепленной платежеспособностью.
Длившийся на протяжении двух лет ускоренный рост цен на жилье, «подстегивал» потенциального покупателя, стимулировал спрос не только фактором «завтра будет дороже», но и желанием решить семейный квартирный вопрос если не на всегда, но на длительный срок (например, приобретение жилья впрок, для удовлетворения будущих потребностей еще не подросших детей).
Сейчас рынок находится в относительно сбалансированном состоянии. Спрос примерно соответствует предложению. В условиях наступившего за пару месяцев ценового спокойствия и стабильности рынка увеличился срок как выбора квартиры, так время выбора кредитного учреждения или поиска иного источника заемных средств, что создает иллюзию сокращения спроса.
Если покупательская активность продолжит сокращаться, девелоперы начнут лимитировать предложение. Уже приобретенные пятна застройщики будут придерживать, отсрочивая вывод на рынок новых проектов. Темпы приобретения новых земельных участков сократятся. Как результат, уменьшение объемов строительства и предложения на рынке спровоцирует очередной скачок цен на недвижимость.
В усложнившихся условиях с рынка могут уйти мелкие слабые компании, не способные получить необходимый объем кредитов в банках (в условиях кризиса ликвидности банки сохраняют кредитные линии для своих постоянных клиентов – крупных участников рынка с большим количеством проектов, однако неизвестным мелким компаниям отказывают). Не исключено, что недостаток кредитного финансирования в сочетании с необоснованным демпингом отдельно взятых мелких непрофессиональных компаний могут привести к случаям долгостроя, банкротствам и конфликтам с дольщиками.
Крупные стабильные участники продолжат работать в нормальном режиме, регулируя объем предложения в соответствии с потребностями рынка.