Фото
СПб. Учитывая ситуацию на финансовом рынке, диверсификация в деятельности девелоперских компаний становится все более распространенным явлением. Диверсификация бывает разной. "Например, девелопер в своем портфеле объединяет проекты из различных рыночных сегментов, говорит Алексей Чижов, директор по консалтингу Praktis CB. - Скажем, жилье и коммерческая недвижимость - с различными сроками реализации и масштабами. Компания может фокусироваться на одном сегменте, но диверсифицировать бизнес по географии проектов. Так, ГК "ПИК" сфокусирована на строительстве жилья, но при этом реализует проекты во множестве регионов. IKEA реализует только концепцию суперрегионального торгового центра в городах-миллионниках. Вот Clover Group диверсифицирует свою девелоперскую деятельность как по сегментам, так и географически, реализуя проекты МФК с офисной, гостиничной и жилой функцией". Сергей Себелев, заместитель директора Консалтингового центра компании "Петербургская Недвижимость", считает, что диверсификация заключается и в развитии новых отраслей, и в освоении новых регионов как возможность снизить риски и повысить финансовую устойчивость холдингов. Александр Волошин, руководитель проектного отдела компании ASTERA St. Petersburg, также утверждает, что диверсификация оправдана, так как позволяет снизить риски инвестиционного портфеля, при этом не снижая уровень доходности, но говорить о диверсификации бизнеса российских девелоперов, по его словам, пока не приходится: этот способ ведения дел больше относится к иностранным игрокам. Российские девелоперы активно работали в строительстве жилой недвижимости и теперь, получив доходы от этих проектов, начали подключаться к развитию других сегментов. Обусловлено это тем, что получить разрешение на застройку целого квартала только жилой недвижимостью практически невозможно, необходимо развивать при этом и инфраструктурную коммерческую недвижимость. Девелоперы идут на это, желая сохранить за собой право развития привлекательных территорий. При освоении крупных участков существует определенная емкость спроса, например, на жилье или на коммерческие помещения в данном локальном месте. Именно по-этому многие девелоперы занялись строительством коммерческой недвижимости, прежде занимаясь исключительно жильем. "Эталон-ЛенСпецСМУ" собирается строить торговый центр АУРА, а Setl City реализует несколько проектов коммерческой недвижимости: бизнес-центры и индустриальные парки. "Диверсификация как способ ведения дел больше относится к иностранным игрокам. Александр Волошин, руководитель проектного отдела компании ASTERA St.Petersburg Автор: Александра Андреева