Новые дома, которые возводятся в центре Петербурга, отличают традиционные сдержанные оттенки бежевого, коричневого и серого. На окраинах и в пригородах все чаще можно встретить фасады, где есть все цвета радуги.

В каких цветах построен Петербург? Со времени петровского барокко в городе господствовали разные стили архитектуры. И для каждого была характерна та или иная цветовая гамма. Золото эпохи барокко сменялось более скромными оттенками классицизма. В блокаду весь город стал серым, а потом, когда его восстанавливали, многие здания обрели не только новую жизнь, но и новую цветовую гамму. Эпоха современного строительства стартовала в районе 90-х годов прошлого века, придя на смену крупнопанельному домостроению, мягко говоря, не отличавшемуся разнообразием цветовых решений фасадов.

Характерным для зданий постсоветского времени стало ярко выраженное разнообразие проектов, продиктованное желанием архитекторов подчеркнуто отделиться от советского прошлого. Сегодняшние здания, которые отличает прежде всего функциональность и только потом — эстетика, можно условно разделить на две группы.

Первая — строящиеся дома в центральной и приближенной к ней части города в основном в сдержанной цветовой гамме. Это бизнес и премиум-класс, где считается, что эксперименты неуместны, да и окружение у них часто историческое, где требования к цветовой гамме фасадов жесткие.

Вторая — жилые здания на окраинах города и в пригородной зоне Ленобласти, которые изначально не были включены в существующие архитектурные ансамбли. Так получилось, что здесь традиционно приветствуется новаторство в цветовом оформлении фасадов. По сути, это позволяет отвлечь внимание от крупномасштабности застройки и ее однообразия.

В оформлении домов высоких ценовых сегментов сегодня господствуют так называемые благородные цвета — серый, бежевый, коричневый и все их оттенки. Помимо желания не навредить окружающей архитектуре, девелоперы ориентируются на вкусы состоятельных покупателей — революционные идеи в этой среде сегодня не в моде. В бежевых цветах и различных оттенках серого и коричневого строится ЖК Stockholm у набережной Большой Невки от Setl City.

Во многом цветовые решения продиктованы технологией оформления фасадов. Если в качестве наружной отделки применяется облицовочный кирпич, это ограничивает буйные фантазии архитекторов. Правда, если всего лишь порядка пятнадцати лет назад кирпич мог быть исключительно красным и никаким другим, то сегодня возможно некое разнообразие.

«В сегменте масс-маркет различные решения по оформлению фасадов в целом практически не влияют на себестоимость проекта, — рассказывает Ольга Трошева, руководитель Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость». — Навесной фасад, модная сегодня штукатурка, кирпич — все имеют свои особенности, плюсы и минусы. И застройщик выбирает оформление исходя из экономических, практических и эстетических соображений. В целом для покупателей внешний облик зданий, безусловно, важен, хотя, конечно же, не является определяющим критерием. Но яркий образ проекта помогает сделать его запоминающимся, а значит, положительно влияет на продажи. Кроме того, оригинальные, но в то же время удачно сочетающиеся цвета вкупе с интересной концепцией комплекса выделяют такой проект на фоне унылой типовой советской застройки».

Пионером в направлении яркого и запоминающегося оформления фасадов стала компания Setl Сity, применив эти новации в комплексе «Семь столиц» в Кудрово. Уход от сложившихся тенденций в оформлении фасадов спальных районов Петербурга лег в основу концепции микрокрайона, который объединил градостроительные традиции двух европейских городов — Вены и Лондона. Для фасадов в «Вене» было выбрано сочетание желтого, синего и белого цветов — в палитре, в которой оформлен знаменитый дом Хундертвассера в столице Австрии. А глухие торцы домов в квартале украсили фантазийные репродукции картин известного австрийского художника Густава Климта. Для «Лондона» были выбраны более «скромные» оттенки и их сочетания — кирпичный, бежевый, белый и другие.