Фото
Кризис внес изменения в умы и кошельки покупателей, в том числе и приобретателей недвижимости в новостройках бизнес-класса. Это способствовало изменению самих проектов и отношения к ним застройщиков. О том, каковы сегодня строящиеся дома бизнес-класса, – наш материал.
Олег Пашин, генеральный директор ООО «ЦРП “Петербургская Недвижимость”»:
Проекты, которые еще не успели выйти на рынок до наступления кризиса, сейчас меняются. Поскольку мы сами консультируем участников рынка, мы в курсе этих новых веяний: сами их подсказываем застройщикам. Более всего изменения коснутся рациональности планировочных решений. Большинство девелоперов в своих новых проектах сейчас уменьшают метражи квартир. В кризис покупатели в бизнес-классе переосмыслили свои понятия об идеальной квартире и стали мыслить европейскими категориями: излишние квадратные метры не только удорожают стоимость самой квартиры при покупке, но и существенно увеличивают налоги и коммунальные платежи.
Конечно, для сегодняшних клиентов очень важны репутация застройщика и параметры самого объекта. Так, например, в жилом комплексе «Космос» (девелопер – Setl City, эксклюзивный продавец квартир – «Петербургская недвижимость») очень удачное расположение – в 300 м от парка Победы – в сочетании с рациональными планировками и в целом продуманной концепцией позволили привлечь покупателей даже при условии достаточно высокой цены. Сейчас там продано уже порядка трети квартир, хотя продажи открылись лишь в декабре прошлого года
Николай Пашков, директор по профессиональной деятельности Knight Frank St Petersburg:
Основные качества, отличающие современные объекты бизнес-класса от более массового жилья, – это местоположение в престижных зонах спальных районов, в историческом центре за пределами традиционно элитных локаций. Также – улучшенные планировки квартир. Это большие площади, наличие дополнительных санузлов, гардеробных. Еще это более выразительные архитектурные решения, качественные фасадные и отделочные материалы, часто – индивидуальный дизайн общественных зон, современные инженерные системы.
С начала кризиса мы отмечаем в этом сегменте большее внимание к качеству строительных работ и оснащению здания, а также неуклонное повышение уровня готовности передаваемых покупателю площадей (от подготовки под чистовую отделку до полной отделки «под ключ»). Мы отмечаем смещение спроса к более компактным квартирам. Одновременно квартира должна обладать рациональной, продуманной планировкой. Набирают популярность европейские стандарты организации пространства: кладовые/гардеробные, увеличенная кухня, в которой можно организовать зону приема гостей. На решение о покупке, помимо характеристик квартиры, также влияет техническая и инфраструктурная «начинка» дома: качественные инженерные системы, сервисная инфраструктура и т.п.
Александр Погодин, генеральный директор ООО «Пионер»:
Жилье бизнес-класса – это, прежде всего, индивидуальный подход. Безусловно, важна локация, но не только. Важен общий архитектурный облик здания, как выглядят входные группы, важно качество отделки мест общего пользования. Становится нонсенсом, когда на первичном рынке компании предлагают людям квартиры в домах бизнес-класса, где нет паркингов. Сейчас требования в этом отношении растут, и более того, сегодня уже одного машиноместа на квартиру недостаточно. Кроме того, жителям дома хочется спускаться в паркинг на лифте, а еще, чтобы в месте для хранения авто были предусмотрены высокие потолки – для габаритных машин. Также важным критерием для покупателя становится степень готовности проекта, как и в элитном сегменте. Здесь играет роль не только надежность застройщика и степень доверия к нему, но и возможность въехать в квартиру не через три года, а пораньше.
Алексей Фролов, директор департамента подготовки проектов Setl City:
Главное, что определяет бизнес-класс, – локация. Это не обязательно центр города, это, прежде всего, комфортная среда обитания. Дом бизнес-класса должен примыкать к зеленой зоне с водоемом, находиться вблизи транспортных развязок, но при этом располагаться в глубине улицы, поодаль от оживленных трасс. Обязательно наличие парковки, а также развитой торговой и развлекательной инфраструктуры.
Второй фактор, определяющий принадлежность дома к бизнес-классу, – это его «начинка». Грамотный девелопер перед разработкой проекта должен предвидеть потребности клиента как минимум на полгода вперед. Дома бизнес-класса отличаются от домов комфорт-класса более широкими возможностями в организации пространства. Последний предлагает клиентам качественные готовые решения, а бизнес-класс предоставляет возможность самому организовать внутреннее пространство квартиры. В первую очередь, этому способствуют планировки квартир, дающие простор для дизайнеров и самовыражения хозяина квартиры. Инженерное обеспечение выстраивается по технологии «умный дом», которая позволяет разместить на одном пульте управление всего дома. Цель – создать максимально возможный комфорт среды обитания.
Дмитрий Аникеев, директор департамента новостроек агентства недвижимости «Александр»:
Безусловно, бизнес-класс, помимо прочих критериев, сегодня отличает качество строительства, внешний облик дома, оригинальные архитектурные решения, качество отделки мест общего пользования. Покупатели в настоящее время требовательны в этих вопросах. Например, в бизнес-классе самыми дешевыми материалами, как при оформлении фасада, так и при создании интерьера мест общего пользования, в жилом доме сегодня не обойтись. Важна здесь высота потолка в холле на первом этаже. Многие клиенты предпочитают высокий потолок – не менее 5,5 метров. Также важен цвет стен, качество отделки и место, где располагаются консьерж или охрана. В этом классе должны применяться исключительно качественные материалы иностранного производства. Что касается инженерии, то она, несомненно, должна быть современной и качественной, однако то, из какой страны Европы поставляются, например, трубы для жилого дома бизнес-класса, покупателей мало волнует.
Павел Пикалев, директор Penny Lane Realty Saint Petersburg:
Если судить по тем проектам, которые сейчас на рынке, пока мало что изменилось. Новшества более всего коснутся тех проектов, в которых продажи еще не открыты и они только готовятся к выходу на рынок. Пожалуй, если говорить о новых объектах, заметнее всего их отличают более грамотные, чем ранее, планировочные решения. К планировкам застройщики подходят гораздо тщательнее прежнего, делают их более качественными, и это не может не радовать. Например, сейчас есть тенденция к снижению площади квартир в домах бизнес-класса (в рамках разумного, конечно же). Значительно выросло число предложений с отделкой разного типа. Тут и черновая, но более качественная, чем раньше, отделка; чистовая отделка, подготовка под нее. Появились предложения не только с готовой отделкой, но даже квартиры со встроенной техникой, а иногда – и с мебелью высокого качества. Все это также связано с тем, что все больше предложений на рынке городской недвижимости бизнес-класса – это уже полностью готовые дома.
Подготовила Александра Андреева

Городское обозрение недвижимости, Б└√11 (12 ноября 2010 г.)