Рынок строящегося жилья не стоит на месте – меняется мода на архитектуру, меняется подход девелоперов к оформлению экстерьера и интерьера жилых зданий, меняются бюджеты, которые застройщик готов затрать на оформление мест общего пользования. «Я уверена, что дизайн мест общего пользования является одним из ключевых моментов при формировании образа жилого комплекса в глазах потребителя, – говорит Светлана Петрова, директор по продажам компании «Балтийский монолит». – Интересные решения в оформлении привлекают внимание, делают проект запоминающимся, выделяют его на фоне остальных новостроек, что, конечно, влияет на продажи».

Лучше, красивее, интереснее
Поскольку в глазах покупателя интерьер мест общего пользования в строящихся домах приобретает значение, застройщики уделяют ему все больше и больше своего внимания. «За последние годы в классе “комфорт”, бизнес-сегменте и в элитной недвижимости отделка мест общего пользования и входных групп стала гораздо более интересной, – отмечает Леонид Кузнецов, директор по строительству ЗАО «Строительный трест». – Применяются материалы высокого класса, используются натуральный камень и керамогранит, устанавливаются качественные входные двери – стеклянные с алюминиевым профилем, подвесные потолки, красивые светильники и многое другое».
По словам эксперта, в последнее время в задании на проектирование объекта (в классах «кофморт» и «бизнес») «Строительный трест» обязательно указывает минимальный метраж мест общего пользования и желательную форму помещений – приближенную к квадратной. Компания предусматривает улучшенную планировку помещения для консьержей, отдельную диспетчерскую, а также место для хранения уборочного инвентаря – все то, что в дальнейшем сделает обслуживание и эксплуатацию объекта удобнее.

Желание выделиться
В строящихся домах комфорт-класса застройщики все больше внимания уделяют дизайну холлов и входных групп. Ведь как было раньше? В классе «масс-маркет», в том числе и в сегменте комфортного жилья, применялись исключительно типовые решения как в архитектуре, так и в оформлении мест общего пользования. Только в новостройках сегментов «бизнес» и «премиум» можно было увидеть какую-то индивидуальность, да и то далеко не во всех проектах. В настоящее время ситуация существеннно изменилась к лучшему.
Сейчас на фоне обостряющейся конкуренции в комфорт-классе застройщики стараются выделить свои жилые комплексы среди других оригинальным дизайном и оформлением мест общего пользования. Причем зачастую это не требует существенных затрат, но придает проекту индивидуальность и новизну.
Например, в компании Setl City уже несколько лет практикуется индивидуальный подход к оформлению мест общего пользования в домах любого класса – от комфорт-сегмента до элитной недвижимости. Разработку дизайн-проектов холлов компания заказывает у специализированных дизайнерских и архитектурных организаций. Такой подход позволяет разнообразить оформление общих зон. Получается, что одинаковых холлов в разных объектах Setl City нет.

Своя история
Застройщики стремятся не только облагородить и сделать удобным для жильцов холл дома, но и придать этому по сути функциональному помещению собственное настроение, свою изюминку. Например, оформление может соотноситься с названием комплекса, с его стилистикой и с придуманной застройщиком историей для него. Так, в домах квартала «Лондон» (проект Setl City «Семь столиц») можно будет увидеть символичные образы Биг-Бена, Тауэрского моста и знаменитых красных телефонных будок: они проявятся в дизайне холлов. При этом для каждого дома в квартале предусмотрен индивидуальный дизайн-проект этого помещения. Та же самая идея с символикой нашла воплощение в оформлении холлов тех комплексов, которые уже сданы в эксплуатацию. Так, в жилом комплексе «Токио» холл украшает мозаичное панно, где изображен бамбук – эта картинка ассоциируется с Японией. В проекте More дизайн холлов напоминает о водной стихии. Холлы жилого комплекса «Атланта-2» украсило панно (фотопечать по закаленному стеклу) с изображением панорамы одноименного американского города.
«Что касается элитных объектов, когда мы говорим об оформлении мест общего пользования, здесь речь всегда идет о неких универсальных цветах и концепциях, – рассказывает Ольга Газеева, руководитель отдела продаж и маркетинга ГК «Еврострой». – Общие зоны не должны быть вычурными, чрезмерно яркими или кричащими. Каждому собственнику должно быть в них комфортно, поэтому они разработаны в некоем нейтральном стиле. Главная проблема всегда была в том, что в погоне за универсальностью дизайн зон общего пользования зачастую терял собственный стиль, свое лицо. А это чрезвычайно важно как для жильцов, так и для посетителей».
«Если фасады, архитектура элитного проекта – это лицо дома, которое создает образ объекта, то внутренние интерьеры и общественные пространства – это его душа, – уверен Михаил Гущин, начальник отдела разработки продуктов и концепций компании RBI. – Она может либо усилить общее очарование, заставив покупателя влюбиться в проект, либо оттолкнуть. Сегодня покупатели элитного жилья и недвижимости бизнес-класса уделяют повышенное внимание внтуренней атмосфере дома, которая создается при помощи мест общего пользования. В тренде – оригинальные дизайн-проекты. Наша компания для каждого конкретного дома продумывает дизайн до мелочей. Именно поэтому в таких домах создается неповторимая атмосфера, и люди начинают гордиться тем, что живут в доме, не похожем на другие».

Идея - в деталях
По словам Михаила Гущина, в проектах RBI отправной точкой для оформления общественных зон служит концепция дома, его название и даже место. Отделка внутренних интерьеров развивает идею дома, продолжая и усиливая ее в деталях. «Так, например, когда мы создавали дизайн мест общего пользования дома на Свердловской набережной “Четыре горизонта”, нам было важно подчеркнуть идею самого комплекса, построенного в кирпичном стиле промышленной архитектуры XIX века, – объясняет эксперт. – Именно поэтому за основу оформления взята коричнево-бежевая гамма. Местоположение дома, фасады которого выходят на Неву, отразилось в использовании голубого цвета, который также символизирует течение жизни. А репродукции гравюр старого Санкт-Петербурга, которые украшают холл проекта “Четыре горизонта”, подчеркивают связь дома с историей города. В интерьере дома “Новелла” у станции метро “Черная речка”, который мы сдали в эксплуатацию 28 ноября 2014 года, нашла отражение идея камерности этого проекта. Стены холлов отделаны декоративной штукатуркой с эффектом шелка в мягких золотисто-серебристых тонах, что подтверждает его классический стиль. А интерьеры дома благородных семейств “Собрание” на улице Большая Посадская, 12, навеяны атмосферой петербургских литературных салонов. Изюминка внутреннего убранства “Собрания” – книжные полки, создающие настроение семейной библиотеки или кабинета, где собраны коллекционные издания. Строгие люстры, потолочные бордюры, авторская мебель, обилие аксессуаров – все это создает настроение истинного петербургского дома».
Небольшой «Дом на Дворянской» от «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад» рассчитан на узкий круг жителей – здесь всего 57 квартир. Соответственно, в доме две парадные. Основной вход осуществляется через центральный вестибюль. Первая парадная сквозная и, оказавшись в ней, можно попасть во внутренний двор. Вход во вторую парадную осуществляется со стороны двора. Для удобства жителей предусмотрены ступени и пандусы для спуска, предполагается разбивка цветников и создание газонов.
По словам Андрея Петрова, руководителя Центра элитных проектов «Петербургская Недвижимость», организация единой входной группы в новостройках высокой ценовой категории – новый тренд. Возможно проектирование общей входной группы для нескольких корпусов или одного здания с несколькими подъездами в рамках одного проекта. Там, как правило, располагается парадный вестибюль. Такой прием позволяет не только соблюсти безопасность, но и организовать в холле лобби подобно тому, что есть в отелях высокого класса. Здесь можно выпить чашечку кофе, принимать гостей и обсуждать дела с партнерами, не поднимаясь с ними в квартиру. Подобные парадные вестибюли в рамках единой входной группы запроектированы в таких строящихся объектах высокого класса от компании Setl City как Stockholm, The Residence, «Мироздание».